Мудрецы

В Ведах под словом риши или мудрецы подразумевают певцов божественных гимнов, вдохновленных поэтов или мудрецов, а также любых других людей, которые могут пробудить божество ритмичной речью или песней. В общем это определение относится к авторам гимнов Ригведы. Более поздние поколения обращались к риши, как к патриархальным мудрецам или святым, занимающим в Индии такое же место, как герои и патриархи в других странах. Составляя отдельный класс существ в ранней мифологической системе, они отличаются от асуров, девов и тем более – смертных людей.

Основными риши, о которых есть упоминание в Ригведе являются: Гритсамада, Вишвамитра, Вамадева, Атрии, Ангирас, Бхарадваджа, Васиштха, Агастья. О мудреце Васиштхе ходит легенда о том, как он приобрел корову по имени Камадеху, которая могла без труда накормить целое войско. Царь Вишвамира, который посетил убежище Васиштхи, был настолько впечатлен коровой, что решил силой увести ее у риши, но духовные возможности Васиштхи не позволили ему пойти силой против мудреца. У Вишвамитры тоже было совсем не мало сил, кроме того, от Шивы он получил божественное оружие, но даже оно оказалось не в силах победить Васиштху. Так Вишвамитра решил сам стать брахмачарьей (монахом-аскетом), покинул свой дом и всю роскошь и отправился в уединение в лес.

В этом месте, кстати, можно пронаблюдать ахронизм, то есть несоответствие во времени. Согласно преданиям, амбициозный король получил имя Вишвамитра только после того, как удалился в лес, а оттуда – на тысячу лет в Гималаи. После того, как по истечению тысячелетия, его проверил Индра, предложив ему пищи, Брахма заметил его и нарек брахмариши Вишвамитра – то есть «друг всего сущего».

Семь риши (Саптариши) это Гаутама, Бхарадваджа, Вишвамитра, Джамадагни, Васиштха, Кашьяпа и Атри. С другой стороны в «Махабхарате» есть упоминание о несколько иной семерке: Маричи, Атри, Ангирас, Пулаха, Крату, Пуластья и Васиштха. Атрии упоминается и в том, и другом списке как первооткрыватель множества мантр, в том числе и мантры «Ом» («аум»). Жил Атри на южной стороне горы Кайлас, написал он Атрисамхриту и Атрисмрити. Во время своего четырнадцатилетнего изгнания мудреца посещал Рама. Семь риши упоминаются во многих местах в Ведах и других источниках индуистской литературы. В Ведах эти риши никогда не называются по имени, так что познакомится с ними можно только в более поздних текстах. Большая медведица на санскрите также называется Саптариши.

Некоторые из семи риши признаны сыновьями разума Брамы, что свидетельствует о его творческой силе, как Верховного божества в ведической религии. Кроме этих семи риши, в оригинале было еще восемь риши, которые положили начало роду браминов, их рождение также было связано с мистическим процессом.

Мудрец Агастья и его семейство считаются «авторами» многих мантр Ригведы, самой ранней и наиболее почитаемой из всех индуистских текстов. Их авторство заключается в том, что они первыми озвучили мантры, находящиеся в своем уме, которые туда послал верховных бог Брахма. Агастья в «Махабхарате» был учителем мудреца Дроны, который передал своему ученику величайшее из всех видов оружия – Брахмастру, которую в конце войны использовали Арджуна и Ашаваттамма.

Читайте далее: