Война в индийских мифах

Войны в индийской мифологии изображают битвы героев и демонов в невообразимых количествах. И те, и другие обладают неимоверной силой, умеют обращаться с мифическим оружием, побеждают при помощи религиозных практик, мистических и сверхъестественных способностей. В войнах участвуют боги и мифические существа. Описание устрашающих битв с использованием мельчайших деталей имеет, на самом деле, глубинную цель укрепления веры и религиозного почитания.

В то время как ни одно индийское эпическое произведение не упускает возможности описать ужасы войны и поражения, основны войны происходили по религиозной причине: обычно для того, чтобы искоренить демонические сущности, а также богов или правителей, склонных развязывать боевые действия только для удовлетворения своих собственных амбиций. Самые разрешительные войны в индийской мифологии велись для того, чтобы добро победило зло.

Индуистское учение предписывает использовать войну как крайний метод, который следует применять только после того, как все мирные методы исчерпали себя. Но, если таковой момент наступает, то война должна иметь огромное личное и религиозное значение. Каждый человек должен исполнять свой долг воина, проявляя легендарную храбрость, уважение и бесстрашие, вне зависимости от своего происхождения или статуса.

Бхагавад Гита ставит долг над всеми потерями и приобретениями, триумфом и поражением, вне зависимости, какие бы размеры они не приобрели. Жребий – центральный образ мифов и сказаний Индии, ожидание участи смерти или рая это самая главная цель для человеческого существа. Если люди заняты этим, то разрушительность войны не так пугает, а храбрость и отвага служат высшей цели.

Ввиду особой важности религиозного культа на войне, любое действие здесь сопровождалось соответствующими обрядами. Ашвамедха это жертвоприношение коня. Лошадь отпускали в свободный бег, а правитель мог заявить права на все те земли, которых коснулись ее копыта. Правитель, на чьи правления собирались посягать должен был доказать свою силу в битве или же принять превосходство царя, бросившего ему вызов. Когда через какое-то время лошадь возвращалась целой и невредимой, происходил обряд жертвоприношения, и царь, если ему удалось подчинить себе других правителей, именовался теперь Императором мира. Если вокруг лошади не возникало споров, то отношения можно было решить мирным путем.

Раджасуйя считалась последним жертвоприношением, правитель, совершающий это действо, должен был открыто бросить вызов любому правителю в мире, чтобы тот либо принял его главенство, либо шел на битву и проиграл. Когда, если такое случалось, царь возвращался, победив всех известных правителей, исполнение этого обряда даровло ему высшее жилище Индры. В эпической поэме «Махабхарата» раджасуйю совершал Юдхиштхира – старший брат Пандавов. Подобным обрядом была и вайшнава, только жертва посвящалась уже не Индре, а верховному богу - Вишну.

Воины различались между собой по степени умений. Конечно же, описания этих двух уровней великих героев, построены на мифической гиперболизации. Итак, имея звание атиратхи, воин мог одновременно сражаться с 60 тысячами врагов, он умел управлять всеми формами оружия и владел всеми боевыми искусствами. Махаратха мог противостоять одновременно всего лишь 10 тысячам воинов.

Что касается боевых инструментов, то в мифах их упомянуто несколько. Один из них это астра – метательное оружие. Шастра – оружие личное, его следовало, беречь как и меч. Брахмастра это все та же астра, насыщенная великой силой Создателя Брахмы, она считалась самым страшным оружием. Современные исследователи говорят о ней, как о прародителе ядерного оружия. Нагастра – оружие в форме змеи, которое Карна использовал против Арджуны на войне Курукшетры. Свое первенство она уступала только брахмастре, считалось, что она никогда не упустит свою цель. Шакти – магический дротик Индры, который обязательно настигал жертву. Индра подарил его Карне на войне на поле Курукшетра. Наравне с вышеописанными видами оружия, «Махабхарата» также упоминает об амогхастре.

Среди боевых предметов встречаются и такие, которые подвластны только одному божеству, так ваджра (удар молнии) покоряется только богу грома и молнии Индре, агнеястра (огонь) - Агни, варунастра (столп воды) – покровителю водоемов Варуна, вайястра (сила ветра) – Вайю.