Мифические существа

Апсары или аччары (пали) это женские духи облаков и воды в индуистской и буддистской мифологии. Переводят слово апсара традиционно, как «нимфа», «небесная нимфа» или «небесная дева». Апсары это существа, наделенные сверхъестественной силой: они являются в образе юной девушки и очаровывают своим танцем. Они являются женами гандхарвов – свиты Индры. Они танцуют под музыку, которую играют их мужья, обычно во дворцах богов, чтобы развлечь богов и героев. Считается, что по своему желанию апсары могут менять свою форму, а также управляют удачей в азартных играх. Самые известные апсары это Урваши, Менака, Рамбха и Тилотамма. Каждая из двацати шести апсар из свиты Индры представляет собой какой-то аспект искусства, из-за чего их иногда сравнивают с греческими музами. Связывают апсар также с водой и ритуалами оплодотворения. В индуизме низшие апсары иногда упоминаются как духи природы, которые умерщвляют похотливых мужчин. Иногда апсары вступают в любовную связь с мудрецами, часто по указанию богов. Апсары появились из океана молока, когда его пахтали боги и асуры.

Гандхарвы это супруги апсар, мужские духи природы. Некоторые из них наполовину животные, например, лошади, или птицы. Они охраняют божественный напиток Сому и играют прекрасную музыку во дворцах богов. В индуизме гандхарвы играют роль посланников между людьми и богами. Существует поверие, что гандхарвы иногда спускаются на землю и соблазняют молодых незамужних женщин. После того, как те беременеют, гандхарвы исчезают, оставляя женщин в великой печали. Появились гандхарвы из божественной песни Брахмы, хотя некоторые источники выводят их род от мудреца Кашьяпы. Интересно и отношение к гандхарвам как таковым. По сути, они являются положительными персонажами, но иногда вредят людям, а в Аттхарваведе противостоят даже богам. Небесный город гандхарвов можно увидеть даже простому смертному, если в ясный солнечный день поднять голову и всмотреться в небо.

Наги (в женском роде – нагини) это духи в форме змеи, которых можно встретить в индуизме и буддизме. Источник их происхождения вероятно относится в доарийском культе плодородия в Индии. Выходят наги из-под земли и из глубин воды. Они олицетворяют собой земляные вода, также являются стражниками ворот и дверей. Это существа, наделенные огромной силой, которые защищают подземные миры и обеспечивают плодородие и богатство на тех землях, к которым они привязаны божественным замыслом, в местах поклонения или даже целой стране. Если нагу поклоняться соответствующим образом, то обеспечен успех и благополучие. Если нагов игнорировать или обижать – не избежать несчастья. В промежутке между оконачнием одной эпохи и началом другой Вишну засыпает, и от старого мира остается только змей Шеша или Ананта. Ананту («бесконечный») боги использовали как веревку во время пахтания молока. В легенде про Балараму Шеша приобретает людское обличье и сидит на берегу океана, а из его рта выходят змеи. Вишну и его аватар Кришна являются борцами против змей, так как они олицевторяют собой хаос во вселенной.

В субконтинентальной индийской культуре также есть упоминания о таких загадочных существах, как киннары или хиджра, которые обычно принадлежат к третьему полу – они не являются ни мужчинами, ни женщинами. С физической точки зрения они могут выглядеть как мужчины (большинство) или как женщины. Хиджры обращаются сами к себе в женском роде и одеты в женское платье. Интересно знать, что киннары являются по большей части мифическими персонажами, они иногда изображаются со звериной головой, к тому же это название намного более древнее, а вот хиджры существуют в индийском обществе даже в наше время. Они живут в уединении, и проходят стадии ученичества, позже становясь гуру – учителями.

В индуизме, джайнизме и буддизме, якши представляются как двойственные персонажи. С одной стороны, якши могут быть вполне безобидными природными волшебниками или духами лесов и гор, с другой, существует намного более мрачная версия якши, которая сродни людоеду, привидению или демону, который живет в дикой природе и охотится на отшельников и одиноких путников, подобно ракшасам. В традиционных верования якшасы изображаются, как весьма неприглядного вида человечки, составляющие свиту бога богатства Куберы.

Ракшасы – существа сродни Якшам, это индийские демона. В одной из индийских легенд ракшас появляется черным как уголь, с желтыми волосами подобно молнии, выглядящий как грозовое облако. Одет он в одежду из внутренностей, он пьет кровь и ест человеческую плоть, приближаясь, таким образом, к вампирам. Ракшасы носятся по лесам, нападая на животных и поедая их. Они славятся своим неудовлетворимым голодом, ужасной внешностью и громким, заунывным, холодящим душу воем. Однако в «Рамаяне» Хануман видит на Ланке в царстве ракшасов не только уродливых, но и прекрасных ракшаси (демоны женского пола). Считается, что высшие ракшасы могут изменять свой облик по желанию, однако не могут скрыться от пристального взгляда божества или просветленного.