Упанишады

Следующий свод текстов, дающий значительный материал по индийской мифологии – это Упанишады. Термин упанишада буквально переводится с санскрита как «сидеть у ног учителя», то есть говорит о действительном месте ученика в тот момент, когда учитель открывает ему сокровенное знание доступное только посвященным. Первые из Упанишад были созданы в VIII – VII вв. до н. э. и составлялись в дальнейшем вплоть до средних веков. Всего насчитывается 108 сочинений Упанишад. Ученые выделяют 13 основных – это «Брихадараньяка-упанишада», «Чхандогья», «Айтарея», «Каушитаки», «Кена», «Тайттирия», «Катха», «Иша» и «Мундака», «Шветашватара», «Майтри», «Прашна» и «Мандукья». Авторство приписывается мудрецам, которые являются исторически подлинными лицами – Аруна, Джанака, Шандилья, Уддалака и Яджнавалкья, Шветакету и Аджаташатру.

Упанишады представляют собой новый уровень в развитии религиозной религиозно-философской мысли Древней Индии. В Упанишадах, по новому перерабатывается ведийская мифология и ритуал, поэтому эти тексты называют также ведантой, то есть концом Вед, или по другому концом ведической эпохи.

На протяжении всех Упанишад прослеживается попытка иначе осмыслить содержание ведических текстов, то есть Ригведы и др. Известные мифологические сюжеты Вед оказываются содержащими скрытый смысл, действительно подлинный. Боги все больше заняты различными философскими размышлениями и часто практикуют йогу для достижения высшего знания. Боги становятся символами различных частей священного знания.

Интересно отметить, что в Упанишадах развивается учение о сансаре, то есть о перерождении душ. Согласно этому учению все в мире обладает душой, даже камень. Каждая душа рождается и умирает, а затем появляется вновь в мире в новом теле, или воплощении в зависимости от совершенных в прошлой жизни плохих и хороших поступков. Если душа рождается в камне, значит, она особенно грешна, но благодаря праведному поведению она может вернуть себе впоследствии человеческий облик.