Вишну

Как хранитель и восстановитель Вишну очень популярен среди сторонников индуизма. Корень, от которого образовано его имя – виш – означает «наполнять»: о нем говорят, что он вездесущ и наполняет все творение. Его сила проявляется в мире посредством множества форм, называемых аватарами или воплощениями. Суть воплощений заключается в том, что часть его божественной силы рождается в форме человека или другого существа. Аватар появляется тогда, когда возникает экстренная необходимость предупредить влияние зла на землю. «Когда порядку, справедливости и смертным угрожает опасность, Я снисхожу на землю», - говорит Вишну. Невзирая на то, что преданные Вишну упоминают о двадцати восьми инкарнациях Вишну, в хронологии индуизма основными являются только десять.

Обычно Вишну изображают как красивого Яношу с кожей темно-синего цвета, одетого как древний правитель. В своих четырех руках он держит коническую раковину, диск, палицу и цветок лотоса. Ездит он на Гаруде – солнечной птице, враге всех змей. Этот антагонизм раскрыт в борьбе Кришны и водного змея Калии. Когда Баларама напомнил Кришне о его божественной сущности, тот исполнил танец на голове у Калии. Победив измученного короля змей, Кришна приказал ему покинуть реку Ямуну и переселиться в бескрайний океан, пообещав, что Гаруда – золотая солнечная птица – никогда не посмеет напасть на него из-за того, что к нему прикоснулся ее наездник.

Половина основных аватаров Вишну это люди, половина – животные. Воплощение в качестве рыбы, матсья-аватар, было связано со спасением прародителя человеческого рода Ману от потопа; курма-аватар пришел, когда во время пахтания океана черепаха помогала богам; вепрь или вараха-аватара помог предотвратить кражу земли могущественными демонами; благодаря нарасимха-аватара или человеку-льву был свергнут с трона Хираньякашипу – правитель-демон, который благодаря соблюдению практик получил такую силу, что смог выгнать с небес Индру.

В человеческих воплощениях Вишну приходил как карлик, вамана-аватара, чтобы отвоевать три мира, завоеванных демоном Бали. Когда узурпатор принимал участие в жертвоприношении на берегу реки, к нему подошел карлик и попросил о даре. Зная о своем долге как хозяина и уважая традиции, Бали также понимал, что он в любом случае не останется в убытке. Тогда карлик попросил у него столько земли, сколько он отмеряет тремя шагами. И внезапно маленький монах превратился в космического гиганта, который двумя шагами обошел вселенную, а третий шаг сделал на голову поверженному демону. Более воинственным был Парашурама – «Рама с топором» - аватар, уничтоживший многотысячную армию царя Гималаев Картавирьи. Этот правитель притеснял как людей, так и богов.

Герой древнейшей эпической поэмы на санскрите – «Рамаяны» - аватар Рама, выходец из древней солнечной династии. Когда ракшас (демон) Равана приобрел огромную силу благодаря суровой аскезе, боги взмолились и попросили Вишну заступиться за них. Юный Рама, вместе со своими братьями: Лакшманой, Бхаратой и Шатругной, находился под присмотром мудреца Вишвамитры. После победы над демоницей Таракой, Рама с братьями отправился ко двору Джанаки, царя Видехи. У этого правителя была красивейшая дочь Сита, которая должна была выйти замуж за того, кто сможет натянуть тетиву на луке Шивы. Раме удалось не только натянуть лук, но и сломать его, так Сита стала его женой, а братья женились на ее сестрах.

Мать Бхараты хитроумным способом заставила Раму удалиться в изгнание на четырнадцать лет. Рама, Лакшмана и Сита отправились в уединение леса Дандака, и в ответ на просьбу Бхараты занять трон, Рама отказался. Из леса Равана похищает Ситу, будучи настроенным своей сестрой Шурпанакхой. Отправляясь в погоню, Рама обращается за помощью к Сугриве – царю обезьян и его брату – Хануману. Так они перебираются по мосту на Шри-Ланку.

После сражения Равана был убит, а Сита освобождена. Однако, согласно индийским законам о праведности и добродетели, она подверглась сомнению и уже не могла быть женой Рамы. Так, она попросила, мать-землю выступить свидетельницей ее чистоты, и та поглотила ее. Рама же отправился на берег реки, откуда и вернулся в вечность.

Кришна – аватар, описанный в «Махабхарате», куда входит «Бхагавад Гита» - является самым популярным божеством в Индии на сегодняшний день. Он был последним из пастушеского рода Ядавов. Вишну вырвал два своих волоса: белый и черный, и поместил их в утробу Деваки и Рохини, так из черного волоса появился Кришна, а из белого – Баларама. Канса, правитель Мадхуры, узнал, что сын Деваки убьет его, и приказал матери обменять Кришну на дочку пастухов Нанды и Яшоды. По дороге к Мадхуре, Кришна совершает множество подвигов. О его божественном происхождении Яшода узнает, заглянув ему в рот и увидев там всю вселенную. Символом преданности является любовь пастушки Радхи к Кришне.

О своем божественном происхождении Кришна рассказывает Арджуне, будучи его колесничим во время сражения Пандавов и Кауравов. Он раскрывает Арджуне божественную истину, поэтому «Бхагавад Гита» является не столько эпосом, сколько священной книгой индуизма.

Следующим аватаром Вишну будет Калки, который появится по прошествию 428 столетий Калиюги, современной эры.