Араньяки

Следующим источником по древнеиндийской и индийской мифологии и религии являются араньяки или в переводе с санскрита «лесные книги». Названы они так из-за их предназначения – это тексты для удалившихся в лес. Здесь следует упомянуть о четырех «жизненных стадиях» (ашрамах) любого индуса. Каждый индус, а тем более арий ведийского периода был обязан пройти через четыре стадии: 1)брахмачарин (ученичество); 2)грихастха (домохозяин, когда необходимо обзавестись семьей и обеспечить ей достойное проживание); 3) ванапрастха («лесной отшельник», когда домохозяин периодически удаляется в лес для размышлений и совершения определенных жертвоприношений в одиночестве); 4) саньясин (человек окончательно уходит из дома и ведет образ жизни странника, навсегда отказываясь от жизни мирского человека). Собственно араньяки часто связывают с третьей стадией, но некоторые ученые не соглашаются с подобной интерпретацией. Араньяки составлялись приблизительно в VII-VI веках до н.э. и примыкают к брахманам. Наиболее известной араньякой является «Айтарея-араньяка», которая входит в «Айтарея-брахману».

С одной стороны араньяки – это тексты, в которых все отчетливее проявляется философская тенденция религиозной литературы Древней Индии, но с другой они тесно связаны с ведийской религией, поэтому также содержат мифологические сюжеты и описание жертвоприношений. Тем более, что религиозно-философская литература Древней Индии часто использует для иллюстрации каких-либо истин рассказы о жизни богов, в которых боги посвящают значительную часть своего времени познанию божественных истин и достигают в этом больших результатов. Поэтому боги являются образцами для подражания, ведь высшие истины труднодостижимы не только для человека, но и богов.