Божества природы

Царь всех богов согласно Ригведе – раннему собранию индуистских гимнов, Индра имеет такие качества, как твердость, умеет вызывать дождь, молнию и гром по своему желанию. Индра – божество погоды и войны, правитель Сваргалоки. Свое место он получил, поработив Вритру или Ахи – змею засухи, которая поглотила космические воды и забралась высоко в горы. Метнув в нее молнию, Индра освободил воду, сделал землю плодородной, вернув людям рассвет. Его победа над змеей – персонификацией матери-земли – миф, восходящий к самым древним индуистским сказаниям. Индра уводит священных коров у богов для асуров (демонов). Он появляется на поле битвы, свидетельствуя свою силу людям – его присутствие возвещает радуга. Обычно его изображают на золотой колеснице, запряженной двумя конями красноватой масти, но иногда рядом с Индрой изображается и слон. Слон был ведическим символом царского правления, известны прецеденты, когда Будду называли слоном. Сын бога и женщины (в другом варианте – коровы), Индра любил забавляться с женщинами, из-за чего постоянно страдал от проклятий мужей соблазненных им дам. Индра участвует в вечной борьбе добра и зла, как и другие боги природы, он поддерживает существование этого мира. На земле его царство находится на востоке.

Другой хранитель мира – Варуна. Он является одним из древнейших божеств индуизма. В отличие от Индры, чье рождение было результатом союза «решительного бога» и» женщины-героини», Варуна – божество несозданное. Он универсальный проводник, персонификация всеобъемлющего неба, источник и поддержка всех живых существ. Ассоциируемый с Митрой – правителем дня, Варуна управлял небом в ночное время, его явление подобно звезде привлекало любопытство еще первых людей. В доисторические времена он потерял свое место как верховное божество и стал подобием Нептуна – покровителя морей и озер, который ездит верхом на Макаре – сказочном морском чудище, часть которого крокодилья, часть – акулья и часть – дельфинья. Варуна – бог неба, океана и дождя.

Один из трех главных богов в Ригведе, персонификация огня и центр поклонения древних это все Агни. Огненный алтарь был ориентирован на Восток – по направлению к рассвету и началу любого нового начинания. Как хранитель бессмертия и тот, кто очищает от греха после смерти, Агни играет роль посредника между богами и людьми; кроме того, он передают жертвы богам. Родился он из лотоса, созданного Брахмой. Агни изображают как красного бога с двумя лицами и семью языками, предназначенными для слизывания, предложенного ему жертвенного масла. У него три ноги, семь рук, ездит он на баране. Агни это скрытый бог – это божественный огонь в растениях, земле, животных, природе и людях. О его скрытности ходит множество мифов. Например, в «Махабхарате» Агни спрятался в элементальных водах, но его убежище открыла лягушка, которая потом прыгнула ему на голову и сгорела. Агни так рассердился на злополучную лягушку, что проклял всех ее потомков, говоря, что они не будут ощущать вкуса. Позже он спрятался на дереве, и его нашел слон, так Агни прятался много раз, его находжили разные животные, ион их проклинал, пока не добрался до дерева сами, которой и теперь используется как священное дерево Агни. Поклониться Агни приходят влюбленные и мужчины, имеющие просьбу о восстановлении их мужской силы.

Третьим божеством после Индры и Агни считается Сурья. Это самый интересный из всех солнечных богов индуизма, у него маленькое медного цвета тело, он скачет по небу в колеснице, запряженной семью огненно-рыжими конями (символ семи чакр), которой управляет Аруна – заря: его жена или мать. Среди его отцов называют Брахму, а его собственные отпрыски – Яма, повелитель мертвых, и Ямуна – божество реки Ямуна.

В индийском изобразительном искусстве бога луны Сому можно найти как быка или птицу, реже как зародыша, и практически никогда – в виде взрослого мужчины. В индуизме Сома ассоциируется не только с луной, но и с подземным царством. Луна это чаша, из которой боги пьют опьяняющий напиток сомы, растущая луна символизирует самого Сому, готового выпить еще. Другая трактовка видоизменений луны объясняется преданиями так: у Сомы было двадцать семь жен – дочерей Дакши, но внимание он уделял только одной. Тогда разгневанный отец проклял его так, чтобы тот зачах и умер. Культ Сомы в дальнейшем слился с культом Чандры, составив единый образ бога луны.