Сома

Термин Сома (soma), происходящий от протоиндоиранского термина sauma, означает у индоиранцев важный ритуальный напиток, а в более поздних древнеперсидской и ведийской культурах - персонифицируемый как бог.

Слово «Сома» является родственным иранскому термину Хаома. Но после довольно раннего расхождения ведийской и авестийской традиции эти явления никогда нельзя смешивать. А вот сравнивать надо обязательно.

Сома часто упоминается в Ведах. Например, в в Ригведе, содержащих обильность гимнов, которые восхваляют его опьяняющие или бодрящие качества.

В Атхарваведе несколько текстов превозносят целебные свойства Сомы. Его рассматривают как царя лекарственных растений.

В Ведах упоминается как минимум три вида Сомы: растение Сома, которое содержит сок-Сому; Сому-Луну и Сому Паваману (Млечный Путь). В свою очередь Сома-Луна рассматривается в трёх ипостасях: Сома - владыка планеты, божество, Сома — нектар, который источает Луна и Сома-светило.

В гимне «К Соме и Пушану» (II, 40, в Ригведе), в котором Пушан и Сома называются не иначе как «пастухами мироздания», «породителями богатств», указывается на то, что один из них «движется, все озирая», а другой «породил все существа».

Встречаются также упоминания Сомы в паре с другими божествами (или как часть имени): Сома-Рудра (VI, 74), Индра-Сома (VII, 104).

К Соме часто обращаются гимны 9-й мандалы Ригведы. Так, например, в «Свадебном гимне» Ригведы идёт описание свадебной церемонии Сомы (ассоциирующегося с луной) и Сурьи (дочерью солярного божества Савитара).