Источники мифов

Считается, что создание индийской мифологии датируется 7200 годом до нашей эры, когда были исполнены первые гимны Ригведы, восхваляющие элементы природы, такие как: воздух, вода, гром, солнце, огонь и другие. Они нашли отражение в ранних ведических божествах: Вайю (воздух), Варуна (вода), Индра (гром), Сурья (солнце) и Агни (огонь). Согласно мнению современных исследователей через некоторый период времени ведические боги были осмыслены. Следующие несколько тысячелетий в постведийский период и в течение периода Пуран, боги были персонифицированы и приобрели четкие формы и характеристики, а также индивидуальные качества.

Позднее начался период эпических сказаний, когда были сочинены Рамаяна и Махабхарата. Считается, что в них отражены многочисленные исторические события и реальные факты. Современные исследования поддерживают теорию о правдивости эпических сказаний при помощи неоспоримых доказательств, таких, например, как древний мост, соединявший Индию и Шри-Ланку. Как бы то ни было, археологические памятки не отрицают событий, описанных в двух эпических индийских поэмах.

В Пуранах описаны истории, которые имеют более древние мифологические корни, нежели эпические произведения, и относятся к Крета или Сатья юге, первому из четырех огромных периодов времени, из которых состоит Дивья юга, длящаяся более 4 320 тысяч лет. Каждая из Пуран описывает одного или нескольких божеств из огромного списка персонажей индийской мифологии.

Веды – это первостепенные источники индийской мифологии. Существует всего четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Аттхарваведа. В первых трех описаны правила поведения для ежедневной практики, касающиеся не только всех индийцев как личностей, но и таких учреждений, как храмы. Каждая семья браминов (духовных служителей) живет в соответствии с указаниями одной определенной веды.

Бхагаваты (это название относится и к Шримад Бхагаватам или к Бхагавата Пуранам) это, наверное, самые популярные и самые читаемые из Пуран. Они повествуют историю бога Вишну и его инкарнаций (аватар) на земле.

Два великих индийских эпических поэмы: «Рамаяна» и «Махабхарата» рассказывают историю двух особенных воплощений Вишну (Рама-аватар и Кришна-аватар, соответственно). Эти две работы известны под общим именем Итхихааса. И «Махабхарата», и «Рамаяна» являются очень религиозными литературными произведениями. Эти истории глубоко проникают корнями в индийскую философию, это источники притч и сказаний, а также предмета поклонения для индуистов. Сами эпические поэмы были написаны в разные юги или периоды времени. Рамаяна, написанная поэтом и мудрецом Вальмики, описывает жизнь и времена бога Рамы (седьмого аватара Вишну) и приходится на Трета югу, в то время как Махабхарата, описывающая жизнь и времена Пандавов, приходится на Двапара югу, период времени, когда родился Кришна (восьмой аватар Вишну).

Интересно то, что эпические произведения Индии описывают не только взаимоотношения богов и людей, но также упоминают о различных существах, живущих в воде, воздухе, над землей и под землей; о небесных телах и закономерностях, присущих им; о теории перевоплощения. Эпические поэмы богаты на ретроспективы, они говорят о том, что любое событие, произошедшее сегодня, имеет свои корни в прошлом, поэтому предки должны быть ответственны перед потомками. В западных культурах взаимосвязь между прошлым и будущим была отмечена намного позже.