Индийский мудрец Шанкар

Индийский мудрец Шанкар родился в середине восьмого века в Калади, деревне в современном штате Керала. Его отцом был брахман, знаменитый своим острым умом и образованностью. Мать мудреца также оказала большое влияние на развитие и жизненный путь Шанкара. Об отце его известно мало.

Жизненный путь мудреца

Шанкар в раннем возрасте покинул одной дом, отправившись на поиски наставника – гуру, который бы помог ему отречься от мира, посвятив в саннясу. Будущий мудрец прибился к общине отшельников, которая обитала на берегу Нармады. Гуру по имени Говинда его принял в свои ученики. Информации о том, насколько долго Шанкар учился у этого гуру, нет. Есть информация, что основы образования он получил благодаря Говинде и достаточно рано получил высшее знание.

Также известно, что мудрец много путешествовал по своей родной стране, он вел диспуты с оппонентами, исправлял крайности отдельных религиозных культов. Шанкар рано ушел из жизни.

Значение индийских учений Шанкара

Шанкар был не просто философом, но и святым, мистиком и поэтом. Ему индусы приписывают большое число трудов. Достижения мудреца были огромными, а недолгий срок его жизни делает эти достижения более заметными.

Из девяти главных школ философии Индии веданта является самой известной и важной. В основе данной школы лежит учение упанишад, которые составляют завершающую часть Вед, священных индийских текстов. Поэтому в буквальном смысле «веданта» означает «конец Вед», являясь кульминационной развязкой всего учения.

Школа Шанкара

Шанкар считается основателем учения адвайта-веданты – не двойственной веданты. Данная школа является самой распространенной системой индуской философии, как на Востоке, так и в западных странах. В целом философия Шанкара обобщается в таком кратком высказывании: «Реален Брахман, а мир нет, а душа является именно Брахманом». Во всех трудах философа развивается данная идея. Поэтому для получения представления о системе Шанкары в общем необходимо это утверждение рассматривать через призму адвайты и понимать, что стоит за ним.

Что Шанкар говорил о Брахмане

По мнению Шанкара, Брахман был высшей трансцендентальной истиной. Речь идет о состоянии бытия, при котором разница между объектом и субъектом исчезает. Брахман не имеет каких-либо отличительных черт, он вообще не имеет качеств. Эта сущность пребывает за пределами временных рамок, не дифференцируется и не обуславливается. То есть это состояние бытия, о котором вообще ничего нельзя утверждать наверняка. Нельзя дать никакой позитивной характеристики Брахману.

В теории реальности у Шанкара главным понятием считается бадха – в контексте его онтологии следует понимать данное понятие как вытеснение или устранение. Вытеснение – процесс ментального исправления или истинного толкования ошибочных гипотез и мнений. В это время человек переосмысляет понятие или предмет, которого он придерживался ранее, так как жто понятие начало противоречить его новому опыту.