Атман, Джива и Брахман по Шанкаре

Шанкара утверждал, что атман является самой сокровенной частью личности человека, это бесформенное, чистейшее, недифференцированное сознание. Оно является реальностью, которую не может вытеснить никакое другое восприятие. По учению индийской мудреца, Брахман и атман являются едиными. Данное положение является основой всей философии Шанкары. Здесь утверждается единство индивидуального начала и самого Брахмана.

Что является Брахманом?

По Шанкаре, Брахманом является все, что мы можем видеть и чувствовать, и никакой реальности кроме него нет, несмотря на то, что Брахман может выступать под различными именами. Брахман и атман не имеют онтологических отличий, так как это просто два названия для одной единственной реальности. В опыте Брахмана объект и субъект сливаются в единое целое. А человек в таком опыте осознает, что Брахман – неизменяемая реальность, которая стоит за внешним миром форм и названий. Это такая же реальность, которая стоит и за внутренним изменчивым миром и миром видимым. Другими словами, устраняется любое возможное различие между объектом и субъектом, устраняется различие между атманом и тем, что не является им. Человек должен воспринимать Брахмана в качестве чистого бытия, блаженства и сознания.

Ограниченная эмпирическая душа является смешением атмана и всего того, что не относится к нему.

Наложение – ошибочная интерпретация атмана, сравнение его с тем, чем он не является, заложена в основу эмпирического существования человечества. Когда веревку воспринимают как змею, веревка становится непосредственной данностью сознания, а змея – объектом бывшего опыта. Таким образом, возникает иллюзия, когда качества этого живого существа, воспринятые человеком в прошлом, прививаются в его сознании данной веревке.

Таким способом и личное начало налагает на абсолютно чистое «я» такие качества как эгоистичность, из-за чего человек начинает себя воспринимать обособлено от остальных людей. Другими словами, изменчивость и ограниченность, которые не свойственны атману, налагаются на него по ошибке. Когда человек начинает правильно осознавать реальность, его неведение испаряется, а Брахман ему видится как истинная и единственно возможная реальность. Это нас подводит к другому вопросу: как получит такое знание на практике?

Мокша

Мокша – это состояние свободы от неведения, которое представляет собой тождественное объединение Брахмана и атмана. Именно таковой должна быть цель всех усилий человека. Изначально концепция мокши негативно излагалась в качестве свободы от действий, которые привязывали человека к миру явлений – свободы от негатива и страданий. Но мудрец Шанкара, судя по всему, понял, что определение свободы в негативном плане может быть самой высокой целью человека. Ведь у этой свободы есть позитивная сторона – состояние блаженства.