Индийский мудрец Свами Праджнянпад

Мудрец Свами Праджнянпад при жизни был практически неизвестной личностью, не только на Западе, но и в самой Индии. Его духовные искатели были признаны только после его смерти. На это во многом повлияли многочисленные издания его работ французскими учениками Праджнянпада. Эти работы привлекли большой интерес к учению мудреца. Интерес основан на оригинальном, совершенно новом, иногда и вызывающем подходе Свами к духовным принципам и к самой духовности Индии.

История Свами Праджнянпада

Настоящее имя мудреца Йогешвар Чхатопадхья. Он родился в Западной Бенгалии в семье браминов. Несмотря на то, что родители Свами рано умерли, он получил классическое браминское воспитание, отлично владел санскритом и Упанишады. Старший брат Йогешвара настоял на том, что мальчик поступил в училище на инженера, а затем перешел в Калькуттский институт, в котором тот обучался на физика. Закончив учебу с отличием и медалью, которую давали самым одаренным студентам, Йогешвар задумался, что делать дальше?

Парень решил обратиться за советом к нобелевскому лауреату профессору Бозе. Мужчина ему посоветовал заняться научной деятельностью. Однако в тот период времени в двадцатых годах прошлого века в Индии М. Ганди призывал всех своих соотечественников отказаться от сотрудничества с английскими властями. Йогешвар принял решение служить народу.

Сначала он работал преподавателем физики в провинции, затем стал лектором индуистского университета в Бенаресе, где кроме физики читал лекции по английской литературе.

Йогешвар в университетской библиотеке изучил произведения Фрейда, что произвело на него огромное впечатление. В них он нашел отсутствие связи между обыденной ежедневной жизнью и высокими идеалами Упанишад.

Духовное усовершенствование

Изучая духовную традицию, Свами постоянно использовал научные методы. Он не верил никаким традиционным наставлениям, какова бы ни была их святость в народе. Мудрец восхищался Упанишадами, но от них он взял лишь то, что отвечало его разуму и его личному опыту. Таков же был его подход ко всем ценностям философских, религиозных и духовных учений Индии. То, что при жизни у Свами было всего несколько десятков учеников, можно объяснить тем, что он не ставил перед собой цели распространить свое учение, добиться признания в обществе. Он не писал книг, не читал лекций, не организовал никакого специального центра.

В 1930 году после смерти своего учителя Свами Праджнянпад унаследовал его небольшой ашрам – три маленьких дома в деревушке Чанна и переехал туда, бросив свою профессорскую работу в Бенаресе. Там Свами начал принимать своих учеников. Их было немного. Девять учеников были французами. С каждым посетителем мудрец работал наедине, каждый день в течение часа, беседуя, отвечая на вопросы. По состоянию здоровья Праджнянпад просто не мог взять себе больше учеников, поэтому он просил своих последователей не распространять информацию о нем.