Ваю

Vayu – Ваю, что означает «воздух» или «ветер», в индуистской и ведийской мифологии – Бог Ветра. В «Ригведе» ему посвящается полностью один из гимнов, в нескольких гимнах его прославляют вместе с Индрой. В сравнении с Вата, Ваю индивидуализируется в большей степени, хотя тоже имеет достаточно неопределенную характеристику (он быстр, словно мысль, у него приятная внешность и тысяча глаз, он способен касаться небес и т. д.). Ваю, рожденный двумя мирами, появляется утром и собой заполняет все воздушное пространство, он является обладателем сияющей колесницы, в которую впряжено множество коней или быков. В колеснице, вместе с Ваю находится сам Индра. Ваю владеет несметными богатствами, которые он щедро дарит, жертвователя он награждает сыном, потомством. Ваю награждает быками, лошадьми, имуществом, рассеивает врагов, нуждающимся, предоставляет убежище, дарит славу. Помимо связи Ваю с марутами, которых он родил, и Индрой, у него есть связь с сомой: он имеет право (наряду с Индрой), иногда сделать первый глоток сомы, который течет ему навстречу. Однажды было упоминание о том, что Ваю – супруг дочери Тваштара, ему в жертву приносят животное белой масти, к нему обращаются одновременно с Парджаньей и Индрой. Ваю, возникший из дыхания Пуруши, сам - дыхание жизни. В послеведийский период истории, Ваю становится участником нескольких сюжетов. В «Рамаяне» он влюбляется в дочерей Кушанабхи, и проклинает их, став отвергнутым, выступает в качестве отца Сампатина и Ханумана. По просьбе мудреца Нарады, Ваю, в «Бхагават-пуране», разрушает вершину горы Меру, которая, упав в море, дала начало новому острову – Ланка. Ваю, в ряде эпизодов, в битвах сопровождает Индру, а в мифе о победе Индры над Вритрой, Ваю, по приказу Богов отправляется в разведку.

В мифе о соперничестве Васиштхи и Вишвамитры, из-за коровы Сурабхи, Индра отправляет Ваю и Каму на помощь апсаре Менаке. В некоторых мифах Ваю выступает в качестве дарителя: колесницу он дарит Карттикее, уши, стрелы и лук – Кали.

Ваю превращается в хранителя мира (см. Локапалы), он становится покровителем Северо-Запада, олень становится его животным (вахана).

В «Вишну-пуране» есть одно упоминание о том, что Бог Ветра Ваю, входит в состав группы васу. Ваю, при классификациях, нередко упоминается в списках, в упанишадах. А авестийское имя Вайю, является ближайшим мифологическим соответствием Бога Ветра Ваю.