Ведизм Древней Индии: противоречивость богов

Какое наследие нам оставили веды? Его смысл в том, что вся природа является божественной. Из этого можно утверждать, что Индия с самого своего рождения была пантеистичной страной. Перед нами огромный перечень богов, среди которых одни главнее других, но, по сути, у богов не т иерархии.

Ведийская теология

Ранги их беспрерывно меняются, а роли спутываются. Среди богов нет малых или великих, молодых или старых, так как все они велики одинаково. Но даже самое высокое верховенство принадлежит сразу нескольким, и одному богу здесь приписывается то полное владычество, то смелое подчинение. К примеру, все боги и Индра подчиняются Варуне, в то время как Варуна ходит в подчинении у Индры. Такое же описание можно найти о богах Соме, Анги, Сурье и пр.

Данная черта является характерной для ведийской теологии. Во время обращения к какому-либо богу он и получает статус главного, а другие, якобы исчезают. Появляется ли это преувеличение в молитвенном пылу, либо это связано с бедностью языка, не способного дать более тонких оттенков, либо это неопределенное стремление к объединению, сказать сложно.

Судя по всему, ведизм в Древней Индии уже отбросил и загнал в тень огромный список мифов, переданный им с древних времен, посчитав его слишком стеснительным для менее конкретного и более широкого использования.

Боги наделены департаментским колоритом, то есть они ведают определенной частью природы. Однако и такая департаментность в ведизме выдерживается не всегда. Здесь боги без проблем перенимают прерогативы своих коллег. Не вдаваясь в подробности, мы просто рассмотрим, каким был ведийский пантеон.

Боги Варуна и Индра

Варуна является одним из величайших богов, который стоит на одном уровне с Индрой в ведизме Древней Индии. Варуна управляет лазурным небом, являясь великим надзирателем морального и физического порядка. Гимны, которые написаны в его честь, хоть и малочисленны, но являются самыми вдохновенными и возвышенными среди остальных. Варуна после вед очень быстро утратил свои полномочия и в дальнейшем его считали только властителем морей. Примечательно, что ореол Варуны постепенно сокращался, уступая Индре с перемещением ариев в те места Индии, где были обильные дожди и муссоны, а лазурное небо появлялось все реже.

Солнечные боги

В ведизме было пять богов солнца, каждый из которых олицетворял различное проявление солнечной энергии. Таким образом, Митра – был другом народа, Сурья считался самим воплощением солнца. Бог Савитар – предсказатель, который олицетворял бодрящую силу светила. Бог Пушан – благодетель народа, который олицетворял продуктивную силу солнца. Вишну – самый главный, так как он дожил до наших времен, в отличие от остальных «солнечных богов», его до сих пор почитают в Индии.

Также к богам солнца относятся два бога утра, которых звали Ашвинами. Это были всадники, сыновья неба, вечно красивые и юные, проезжавшие на колеснице по небосклону.