Агни

В индуистской мифологии Агни выступает в качестве божества огня (индийский бог огня). Этот бог является (по индуистским понятиям) богом жертвенного костра, домашнего очага. Этот бог – главный из всех земных богов. Его основной функцией является посредничество между людьми и богами. Многочисленные гимны, восхваляющие бога Агни, с которых начинаются практически все десять книг Риг-Веды, восхваляют этого бога как бессмертного гостя смертных, и домашнего жреца богов, защищающего людей от голода, нищеты и демонов и щедро награждающего праведных всевозможными благами.

Пураны и Махабхарата (Религиозно-эпические произведения) очеловечивают бога Агни.

В более поздние времена значение бога Агни умаляется и он превращается в одного из восьми богов-миродержцев, господствующих на юго-востроке.

В индуизме бога Агни изображают в виде старого двухголового мужчины с семью руками, тремя головами, четырьмя рогами и шестью глазами.

Эпитетом бога Агни в ведийской мифологии выступает Танунапат, что толкуется как «сын самого себя». Название Танунапат (в сборнике ведийских глосс Найгхантука) употребляется как самостоятельное имя, а не синоним Имени Агни.

В Ригведе имя Агни встречается восемь раз. И каждый раз, кроме двух случаев, в гимнах Апри, которые представляют собой литургические воззвания, звучащие перед началом жертвоприношения жертвенного животного, в которых под разными формами и именами призывается огонь.