Адити

Адити (a-diti – «безграничность»), в древнеиндийской мифологии мать - богов, которые составляют класс адитьев, символизирует женское божество. В «Ригведе» Адити упоминается около 80 раз, как правило, с адитьями. Призывают Адити в период восхождения солнца, в полдень и в вечерние сумерки, когда солнце садится за горизонт. Адити связана со светом, ее отражение – Ушас, она заполняет собой воздушное пространство, поддерживает землю и небо, предоставляет убежище нуждающимся, защищает от нужды и гнева богов.

В описании Адити, почти отсутствуют физические черты, зато ее характеризуют как воздушное царство или небо. Адити характеризуется как мать, отец и сын, одновременно. Адити – это рожденное существо, существо, которое должно родиться.

У Адити, как считалось в ведийский период, семь сыновей, младший из которых – Индра. Изредка упоминается о восьмом, отвергнутом Адити, сыне – Вивасвате – прародителе смертных, который родился без ног и без рук. В более позднем периоде, Адити приписывается рождение 12 сыновей, особо выделяется Вишну, который рожден от Кашьяпы, а Тваштар – одиннадцатый сын Адити. В некоторых случаях Адити называют матерью царей. Иногда открываются парадоксальные связи Адити: ее называют женой Вишну, хотя в пуранах и эпосе (в аватаре карлика) Адити – мать Вишну; Адити – мать Дакши, и его дочь, сестра адитьев; Адити призывают как великую мать благочестивых людей.

В молитвах Адити часто просят об освобождении от вины, отпущении грехов.

Нередко имя Адити используется в случаях различных отождествлений, к примеру, с землей, небом и землей, небом. В ритуалах, Адити отождествляют с коровой. Используется также сравнение молока Адити и земного Сомы.

С участием Адити, существует не слишком много мифологических сюжетов, и ее положение в них, как правило, имеет периферийное, второстепенное значение.

В качестве примера можно рассмотреть «Вишну-пурану», где Адити обращается к Вишну с мольбой о возвращении Индре царства, в котором Вишну превращается в карлика. Или «Матсья-пурана» - миф о пахтанье океана, в котором Адити получает серьги, взятые Индрой и т. д.

Вероятно, может реконструироваться сюжет, который указывает на основной, древний индоевропейский миф, в котором повествуется о поединке Громовержца. Этот миф трансформирован в нравственные рассуждения, поэтому можно предположить, что имя Адити используется взамен утраченного имени мифологического персонажа, более раннего происхождения.